Всё о мраморе
натуральный мрамор (от греч. «мраморос» — блестящий) был самым распространенным материалом в античной скульптуре на протяжении всей истории.1 из 3
Барная стойка выполнена из мрамора Bidaser Green (spazzolato)
Это один из благороднейших материалов, обладающих только ему присущими особенностями. За многие века истории ваяния этот материал не нашел себе равных и должен быть причислен к уникальным скульптурным материалам. Работая в мраморе, греческие скульпторы достигли наивысшего мастерства и виртуозности. Они выработали приемы обработки этого материала, отвечающие его пластическим свойствам. Античный мир не только открыл этот материал для ваяния и разработал технику его обработки, но и показал на огромном количестве скульптурных произведений богатейшие пластические возможности, которые таятся в нем. Последующие эпохи по существу не внесли почти ничего нового в технику обработки мрамора.
Глубокая и безукоризненная белизна мрамора позволяет сочетать одновременно твердость и нежность, одухотворенность и теплоту в произведениях скульптуры.
Ровная мелкая зернистая фактура, хорошая обрабатываемость позволяют придавать ему формы более тонкие, легкие и богатые деталями. Мягкий блеск шлифованной поверхности прекрасно передают плотность и фактуру человеческого тела.
Пластичность мрамора.
Огюст Роден считал белый мрамор лучшим пластическим материалом, в котором единственно можно передать силу и красоту человеческого тела. Роден высоко ценил в материале цвет, который подбирался в соответствии с композицией произведения.1 из 2
Бюст Виктора Гюго из белого мрамора, Огюст Роден
Создавая бюст Виктора Гюго, Роден для работы избрал белый мрамор, т.к. читал, что Гюго даже в старости сохранил атлетическое телосложение, благородство форм. Этого нельзя сказать о Бальзаке, похожем на тучного, коренастого, широкоплечего монаха.
Роден знал мрамор так, как теперь его никто не знает. Для человека с кипучим темпераментом очень трудно работать над холодным мрамором, если ему не удалось с самого начала вдохнуть в него душу. Разбудить в нем жизнь – говорил Роден – вот здесь источник творческой радости для скульптора, которого мрамор захватил с самого начала и повел к намеченной цели. Надо ощущать монументальности в каменном блоке, и скульптор должен руководствоваться внутренней жизнью камня в своей творческой работе.
«Боги дремлют в глубине мраморных глыб», говорил Микеланджело.
Светопроницаемость мрамора.
Важнейшим свойством белого статуарного мрамора является его светопроницаемость. Свет, проникая через мрамор и отражаясь от его поверхности, обогащается тончайшими оттенками и создает еле ощутимый ореол вокруг скульптуры. Это объясняется тем, что кальций, составляющий мрамор, по оптическим свойствам обладает высоким преломлением света, даже на срезах дает высокую интерференционную окраску.
Облицовка выполнена из мрамора Skyros с использованием подсветки
Способность белых мраморов пропускать свет на некоторую глубину не только усиливает снежную белизну мрамора, но создает иллюзию теплоты человеческого тела. По светопроницаемости лучшими мраморами считаются греческие и итальянские. Паросский мрамор пропускает свет на глубину до 3,5 см и, наконец, один из лучших мраморов – каррарский (имеющий сахаровидное строение) — пропускает свет на глубину до 4см.
Светопроницаемость мрамора не зависит ни от величины, ни от строения зерен мрамора. Она объясняется одинаковый ориентировкой оптических осей кристаллов кальция или доломита, составляющих мрамор, при этом примеси других минералов, даже в самых незначительных количествах, не только резко снижают просвечиваемость мрамора, но в подавляющем большинстве делают мрамор глухим и холодным.