Защита резервуаров от коррозии
При хранении нефтей и нефтепродуктов в резервуарах имеет место коррозия их внешней и внутренней поверхности.
Наружная поверхность крыши и корпуса резервуаров подвержена атмосферной коррозии. Она протекает по химическому (при наличии коррозийно-активных веществ в атмосфере) или электрохимическому механизму. Условием последнего является наличие кислорода и влаги.
Внутри резервуара выделяют три коррозионные зоны. К первой относят крышу и верхние пояса корпуса резервуара. Здесь коррозия происходит за счет образования на поверхности металла пленки влаги, которая насыщается кислородом воздуха, углекислым газом и сероводородом. Скорость коррозионного разрушения металла в этой зоне составляет 1-1,5 мм/год.
Ко второй зоне относят днище и первый пояс резервуара, где основным коррозионным агентом является подтоварная вода с растворенными в ней кислородом воздуха, а также солями магния, кальция, натрия и др.
Третьей зоной коррозионного разрушения внутри резервуара является область попеременного смачивания стенки резервуара нефтью (нефтепродуктами).
Днище резервуара снаружи подвержено коррозии под воздействием почвенного электролита.
Защита от коррозии резервуаров наружной поверхности крыши и корпуса стальных резервуаров, оборудования, установленного на них, а также наземных участков трубопроводов всех назначений осуществляется антикоррозионными лакокрасочными покрытиями. Наружную поверхность днища стальных резервуаров, а также подземные участки трубопроводов различного назначения защищают противокоррозионными покрытиями и средствами электрохимической защиты (станциями катодной защиты и протекторами). Внутреннюю поверхность резервуара изолируют лакокрасочными и комбинированными покрытиями, а поверхности днища и первого пояса также поляризуют с помощью протекторов.
Протекторная защита наружной поверхности днища резервуара осуществляется одиночными протекторами или групповыми протекторными установками
Они представляют собой короткий цилиндр, в верхней части которого имеется углубление в виде перевернутого конуса. Образованный кольцевой выступ увели-
чивает контактную поверхность протектора, уменьшает сопротивление и позволяет иметь более высокую силу тока в начальный период работы.
В центре протектора впрессована металлическая втулка, служащая для крепления и обеспечения контакта с днищем.
Место, где должен устанавливаться протектор, имеющее форму круга диаметром 1,4-1,5 м, подвергают механической или пескоструйной очистке от следов окалины и коррозии. В центре круга приваривают стальной стержень диаметром 8 мм и высотой 35-60 мм (в зависимости от марки протектора). На очищенное и промытое бензином место наносят несколько слоев покрытия толщиной 0,5 мм на основе эпоксидной смолы, играющее роль экрана.
Протектор монтируют на еще не затвердевшее покрытие, чтобы он приклеился к днищу. Зазор между контактной втулкой протектора и стальным стержнем заливают эпоксидной смолой, после чего контактную втулку приваривают к стержню.
Целью расчета защиты внутренней поверхности днища и первого пояса резервуара от коррозии также является определение необходимого числа протекторов и срока их службы.